КОНТАКТЫ:
+7(812)946-57-56
info@historical.pro
Конференция "Во имя Родины"
Городской конкурс Географов и Путешествинников

Городской конкурс Географов и Путешествинников

У разрушенного бомбежкой дома

ПРИЗЕР 

Автор:
Бахарев Георгий        
Россия       
г. Санкт-Петербург









      

Введение.

Меня очень нравятся книги об исследователях и путешественниках. Когда я читаю их, мне кажется, все что описывает автор я вижу собственными глазами. Из этих книг у меня появилась собственная мечта, стать путешественником и изучать разные страны.

А в этом году я узнал, что у нас в школе появился краеведческий клуб. Мне стало любопытно, и я в него записался.

Занимаясь в нем, я понял, что необязательно ехать в Африку или Америку, чтобы делать открытия, наш родной край не менее интересен. Поэтому, когда ко мне подошел руководитель краеведческого клуба и предложил мне попробовать принять участие в научно-практической  конференции, я согласился, поскольку давно хотел проверить себя в настоящих исследованиях.
Мы решили выбрать личность не известную в широких кругах и желательно ученного в области, которая мне интересна, то есть в географии. Руководитель предложил Галкину Екатерину Алексеевну, члена географического общества, геоботаника и исследователя, ученного, который всю блокаду проработал в Ленинграде, активно работая с военными и администрацией города, решая сложные и иногда практически невыполнимые задачи.

Еще тогда, ее фамилия показалась мне смутно знакомой, не мог вспомнить откуда я ее знаю. Но стоило более плотно заняться ее биографией, как я понял, что очень многое о ней я уже слышал. Я даже не думал, что этот человек успел столько много сделать в столь разных направлениях за свою жизнь.

При написании этой работы мною была поставлена цель: изучить, найти неизвестные и не отраженные в существующих источниках события из жизни Галкиной Екатерины Алексеевны, связать их между собой. Поскольку информации оказалось намного больше, чем позволяет данная работа, я наиболее подробно остановился на отрезке ее биографии касающийся Великой отечественной войны и период блокады.

В дальнейшем планирую продолжить и углубить данную краеведческую работу, включить в нее новые неизвестные факты из жизни Галкиной Екатерины Алексеевны.

В работе использовалась такие новые первоисточники, как воспоминания Татьяны Корнеевны Юрковской[1], ученицы Галкиной Е.С, а так же учетная карточка действительного члена общества из Русского Географического общества, любезно предоставленная Светланой Дмитриевной Мангутовой, заведующей библиотекой Русского Географического общества.

Так же я задействовал биографическую литературу, воспоминания современников, информацию из газет изучаемого отрезка времени. Провел личное исследование, посетив объекты Санкт-Петербурга с которыми была связана жизнь и работа этого ученного.

Был найден домашний адрес (Моховая 18, квартира 9), по которому проживал ученный с близкими. Уговорил родителей посетить этот адрес и пройти возможным блокадным маршрутом от нее к Русскому Географическому обществу в котором работала Галкина Е.А.

Посетил Географическое Русское общество.

Нашли здание, в котором располагался Географический Институт по адресу Мойка, 122 во Дворце великого князя Алексея Александровича, который она закончила в 1920-х годах.

Побывали в Ботаническом институте им. Комарова.

Съездил в Охтинский лесопарк (там где он был).

Произвел эксперимент, цель которого была повторить технологический процесс создания витаминного напитка в блокадном Ленинграде.

Везде произвели фотосьёмку.

Конечно, это была особая атмосфера. Одно дело, когда ты проходишь мимо здания, улицы, какого-то места, не связывая его ни с чем и совсем иное, когда оно у тебя ассоциируется с каким-то человеком. В определенные моменты мне казалось, что стоит только сделать шаг и я окажусь в том времени. Мимо меня пройдут строем солдаты, идущие к передовой, на окнах возникнут полоски бумаги крест накрест, в небе увижу аэростаты, а мимо меня пройдет в своем довоенном пальто Екатерина Алексеевна, спеша в Русское Географическое общество или в Ботанический институт имени Комарова…

Когда ты изучаешь историю своего города, края, связанную с каким-то человеком, этот человек как будто становиться тебе родственником - ты постоянно о нем думаешь и скоро, если тебе по-настоящему интересно твое исследование, он становиться очень близким и даже понятным человеком. Так произошло у меня с Екатериной Алексевной Галкиной.

 

Глава 1. О живительном напитке

С детства я запомнил этот рассказ бабушки.

В моей семье очень трепетно относятся к войне, а к блокаде особенно. Моя прабабушка по маминой линии прожила первый год блокады в Ленинграде, прежде чем ее не эвакуировали по Ладожскому озеру. И она очень много рассказывала своим детям (моей бабушке и ее брату) о том страшном голоде, который был в Ленинграде.

Я рос очень разборчивым в еде ребенком. Одно хочу, другое не хочу. Очень много оставлял на тарелке, и приходилось это выкидывать.

И тогда моя бабушка рассказала то, что услышала от своей мамы, про Ленинград, где жители умирали от голода, просто идя по улице. После этого рассказа у меня перестало укладываться в голове, как такое может быть, когда нет никакой еды. Прихожу я домой с детского садика, а ничего нет. И холодильник пустой и в шкафах пусто и даже в кладовке ничего нет, - ни макарон, ни консервов, - ничего!

Каждый день умирали сотни людей, ели все, что можно было есть, только чтобы выжить. Питались клеем, измельченной бумагой, корой. Быстрее всего умирали дети и пожилые люди, не только от нехватки калорий, но и от пониженного иммунитета, болезней от нехватки витаминов, в первую очередь витамина «С». Тогда, от бабушки, я впервые услышал историю про витаминный напиток. Люди собирали иголки и варили из них чай или компот, который можно было пить, и который поддерживал истощенный от голода организм. Благодаря ему моя прабабушка смогла прожить этот год до эвакуации.

После этой истории я попробовал на прогулке иголки от елки, они оказались горькие и совсем невкусные.

Затем уже в школе, к нам на занятие пришла очень пожилая женщина. Обухова Людмила Ивановна, она была маленькой девочкой, когда началась блокада. От нее наш класс узнал, как во время голода, ее мама ходила в парк Челюскинцев (Удельный парк) и собирала там растения, почки, иголки и варила из этого напиток, которым поила дочек и своего мужа, их папу.[2] Для меня это было страшно и удивительно, как будто во мне проснулся второй человек. Этот второй человек не верил в то, что он слышал. Когда на дворе изобилие, и ты можешь где угодно поесть, везде видишь рекламу похудения, люди считают калории, чтобы не потолстеть… отказываешься верить, что было время, когда хоть что-то съесть считалось уже хорошо.

Мне стало интересно, как готовиться этот напиток. Пришлось поискать его рецепт в интернете. Мне удалось найти плакат времен Великой Отечественной воины, который выпускался в блокадном Ленинграде.[3] На нем было показано, как приготовить напиток. Очень сильно удивило, то, что люди отщипывали иголки от веточек, удаляли темные чешуйки коры и лишь после этого размельчали их и лишь затем заливали водой. Для чего была необходима столь кропотливая работа по удалению чешуек? Оказывается, смолы хвойных деревьев, вредны для человеческого организма, они отравляют его и плохо влияют на почки, поэтому нужны были только иголки. Так же стало понятно почему измельчали именно булыжниками, а не иным способом. Электричество в городе подавалось с перебоями, а измельчать железными предметами было нельзя, они окислялись и нейтрализовали витамин «С».  После того, как стала ясна вся технология, я решил провести эксперимент.[4] В субботу, когда мы с семьей гуляли в Удельном парке, я набрал полный полиэтиленовый пакет веточек елки, сосны и даже лиственницы. Придя домой, отделил все иголки от веточек и промыл их как следует.

У мамы попросил ступку в которой  стал измельчать иголки. Очень долго пришлось их растирать, пока они не превратились в темно-зеленую кашицу, после чего я вместе с мамой залил их теплой водой добавив лимонной кислоты. Во время блокады добавляли соляную кислоту, но мамы посчитала, что проще лимонную и я согласился с ней. Положил получившийся напиток в темное место. Необходимо было отстаивать его три часа.

Утром я слил получившийся напиток через марлю. Он имел темный, насыщенный цвет. Осторожно попробовал его. Не могу сказать, что было вкусно. Напиток был кислый и горчил. Если добавить сахар, то вполне можно пить, но ведь в блокаду не было сахара и все пили этот напиток именно в таком виде.

Занимаясь поисками рецепта витаминного напитка, я и познакомился с Галкиной Екатериной Алексеевной. В статье было написано, что ей, как одной из самых лучших сотрудниц Ботанического Института имени В.Л.Комарова было поручено наладить выпуск этого напитка.

Очень сильное впечатление осталось от того, как истощенные женщины заготавливали хвою и как варили этот напиток. Наверное, поэтому я и не сразу вспомнил ее фамилию.

Утром женщины садились на лошадь и ехали в парк где была сосна или ель. По колено в снеге, в 35 градусный мороз срубали ветки и грузили на сани. Утрамбовывали и опять шли рубить. Работали до обеда, потом доставали клейкую полузамерзшую кашу из-под сена саней, ели ее и вновь собирали еловые и сосновые ветки, пока не становилось совсем темно.[5]

На следующий день ветки сосны и хвои распределялись между сотрудниками института, каждый должен был набрать около килограмма чистых иголок с этих веток. Потом их оставляли в кипячёной воде, которую сцеживали, а мягкие иголки отбивали булыжниками. Электричества не было, в ступках такое количество было невозможно измельчить.

Оказывается, этот метод по выработке витамина «С» придумали еще в 1939 году, но не использовали, вспомнив об этом в 1941 году. Ее автором был В.С.Соколов.[6]

Получается, незаметная, но очень трудоемкая и самоотверженная работа небольшого количества людей помогла сохранить жизнь многим ленинградцам.

 

 Глава 2. О спасительной маскировке и окончательном прорыве блокады

В 6 классе от школы у нас была экскурсия в музей обороны и блокады Ленинграда. Там я обратил внимание на то, что окна в блокаду заклеивали крест-накрест полосками бумаги. Я спросил экскурсовода для чего это нужно.

Оказывается, незащищенные окна не выдерживают удара взрывной волны и разлетаются, а с наклейной бумагой выдерживают. Тогда же я спросил, а разве нельзя было защитить дома Ленинграда. Например, закрыть специальной маскировкой. Мне пояснили, что такая маскировка была и постоянно совершенствовалась, а в Ленинграде за нее отвечали ученные с Ботанического института.

Ссылка на Ботанический институт имени Комарова пробудил во мне воспоминания о живительном напитке блокады. Придя домой я попытался выяснить, какие способы маскировки разрабатывались в великую отечественную войну и какие из них нашли применение, особенно в блокадном Ленинграде. Город каждый день, каждый час непрерывно бомбили и обстреливали, рушились дома, гибли люди, уничтожались уникальные памятники культуры. Не могли эту проблему оставить открытой.

Выяснилось, что в том же 1941 году в Ботанический институт имени Комарова поступил запрос от Ленинградского фронта по разработке маскировки для зданий города и техники. [7]

Изначально технику и здания пытались маскировать с помощью нарубленных веток деревьев и кустов, но данная «маскировка» через неделю начинала вянуть, приобретала иной оттенок и наоборот выделяла укрытые здания и технику. Нужно было что-то придумать новое и это новое должны были придумать ученные, хорошо знакомые с тем, как должен выглядеть естественный природный участок. Выбор попал на Галкину Екатерину Алексеевну (опять! как я был удивлен этим!), как на одного из опытнейших специалистов по дешифровке аэрофотоснимков. Еще до войны она предложила снимать ландшафт с самолетов и по этим фотографиям составлять карты и давать их природную характеристику. Уникальная методика, которая нашла свое применение к сожалению, в войне и в защите нашего города в годы блокады.

Мне удалось найти документ, - благодарность со стороны Ленинградского фронта, в которой начальник инженерных войск лично благодарит Галкину Е.А за «большую теоретическую и практическую работу по выпуску новых маскировочных средств для обслуживания нужд Ленинградского фронта». [8]

Там же, изучая вопрос маскировки, я наткнулся на статью в сборнике[9], в которой была информация о том, что труд Галкиной Е.С и ее коллег был использован не только в маскировке, но и при прорыве блокады (!) [10]

Эта же информация подтвердилась в процессе беседы с ее ученицей.[11]

Конечно я не мог остановиться просто так на этой информации. Я вновь приступил к поискам, на этот раз мне было важно понять, какую роль член Русского Географического общества и сотрудник Ботанического института имени Комарова имел к прорыву блокады.

Я уже понимал, что работа ученого и исследователя оказывалась совсем не мирной. Еще немного усилий, я вышел на новую информацию, которая если не поразила меня, то вызвала у меня настоящее восхищение перед этим человеком. Оказывается, на основе довоенных работ Галкиной Е.А, графика замерзаний болот (она оказалась и в правду известным и неординарным болотоведом!) удалось спланировать операцию по обходу немецкой обороны по считавшимся до этого непроходимым болотам и вывести противнику в тыл не только пехотные подразделения, но и военную технику, что повлекло за собой оставление им Синявинских высот и окончательное снятие блокады.[12]

Эту же информацию подтвердила ее ученица Татьяна Корнеевна Юрковская,  рассказав, что в 1944 году Екатерину Алексеевну Галкину приглашали на окончательную консультации в Москву. Позже она получила орден «За победу над Германией!», был удостоена орденом «Трудового Красного Знамени» и медалью «За оборону Ленинграда».[13] [14]

Глава 3. От выпускницы Смольного института до советского ученого

После того, что мне пришлось узнать про Галкину Екатерину Алексеевну, у меня возникло желание узнать, как можно больше о биографии этого знакового для меня человека.

Что бы больше получить знаний об этом человеке я со своим руководителем посетил библиотеку Русского Географического общества, ведь Галкина Е.А была его почетным членом и до последних дней своей жизни пользовалась библиотекой, работала в ней.

Валерию Вячеславовичу удалось списаться с Ботаническим институтом и договориться о встрече с Татьяной Корнеевной Юрковской, одной из учениц Галкиной, которой сейчас 88 лет.

А еще много работы в интернете и в библиотеке Русского Географического общества, где нам очень помогла заведующая Светлана Дмитриевна Мангутова.

Мы нашли ее квартиру, где она жила. Улица Моховая, дом 18 квартира 9 и я вместе с родителями проделал совсем не короткий путь от нее к Русскому Географическому обществу. Вышло 30 минут пешком. Наверное, в блокаду, когда человек истощен, пешком, это было намного дольше. Родилась Екатерина Алексеевна в 1897 году, была выпускницей Смольного института. И как выяснилось сохранила эту связь до конца своей жизни каждый год встречаясь со Смолянками в городе Пушкине у своей классной дамы.[15]

Ее отец, Алексей Петрович Галкин, офицер 198-го пехотного Александра-Невского полка, находился в истоках фехтовального спорта России. До 1918 года преподавал в Главной Гимнастическо-Фехтовальной школе и готовил Российских спортсменов к соревнованиям. После 1918 года, он становиться руководителем Главной Гимнастическо-Фехтовальной школы, которую переименовали в Советскую военную Главную гимнастическо-фехтовальную школу, сменив на этом посту так же принявшего новую власть и руководившего школой с 1909 года полковника Мордовина Александра Павловича.[16]

Екатерина Алексеевна, рассказывала близким сослуживцам, что ее отец был одним из немногих, кто после 1918 года приходил проводить занятия с красными курсантами в форме полковника Российской Императорской Армии, чем производил на курсантов неизгладимое впечатление[17]. Причина крылась в том, что это был мундир подполковника фехтования и на него не распространялись правила упразднения формы.

Отец Екатерины Алексеевны был умный и хорошо образованный человек, который часто бывал на заседаниях Географического общества и приводил с собой дочь. Я думаю, что именно тогда в нее заложили научное мышление и любовь к науке. [18]

К сожалению, этот неординарный и интересный в жизни человек, в силу своего возраста и недоедания, не смог пережить блокады.[19]

Высшее географическое образование она получила в молодом Географическом институте, который на тот момент не являлся факультетом и совмещал в себе все специальности.

Мы посетили и этот институт, а также нашли фотографии, относящиеся ко времени учебы там. Находился он по адресу Мойка, 122 во Дворце великого князя Алексея Александровича.

В 1926 году она закончила институт и первые научные шаги сделала под руководством своего учителя Ю.Д.Цинзерлинга. От него она научилась применять знания в различных смежных областях народного хозяйства. Научилась в легкой и понятной форме передавать свой опыт молодому поколению.[20]

Неоднократно Екатерина Алексеевна ездила в экспедиции со своим учителем в 1930-1935 годах. [21][22][23]

Для меня хорошей иллюстрацией характера и отношения к молодежи Екатерины Алексеевны послужили некоторые эпизоды из ее жизни, которые нам рассказала ее ученица.

В 1938 году Галкина Е.А заведовала музеем Ботанического института.[24][25] При институте был организован юннатский кружок, которым руководила выпускница биофака Ленинградского университета Мария Николаевна Шмидт.[26] Училась в этом кружке и будущая ученица Галкиной Е.А, - Попова Татьяна Алексеевна. Узнав об этом кружке, Екатерина Алексеевна стала приходить к ним на занятия и приглашать к себе в музей. В это время она вместе с художниками создавала панорамы растительности разных зон: тундры, лесной зоны, степей, пустынь. Для этого использовались засушенные растения и фотографии.

Просмотр этой экспозиции произвел на ребят неизгладимое впечатление и вскоре Екатерина Алексеевна стала им одним из самых близких взрослых товарищей.[27]

В 1939 году Галкина Е.А организовала еще одну экспедицию в Карелию.[28] Участков для сельхозяйственных земель там не было, а рядом шло строительство Беломорско-Балтийского канала и потребности в них была очень высока.

В состав отряда вошла сама Екатерина Алексеевна, техник Дарья Ивановна Щукина, практикант Ваня, дипломат института имени Герцена и школьница 9-го класса Татьяна Алексеевна Попова, участница юннатского кружка и будущая ученица Галкиной Е.А.[29]

Еще тогда в годы учебы она определилась с природным объектом, который был ей интересен. Она выбрала болота, и любовь к ним сохранила на всю жизнь.

В начале 90-х ее привезли в заказник "Болото Ламмин Суо", где Екатерина Алексеевна долго стояла на мостках и вдыхала аромат болот.  

Очень много лет Галкина Е.А посветила изучению болот Карелии. Правда, тут был и иная причина почему она старалась чаще выезжать туда. Вторая фамилия Екатерины Алексеевны по мужу была Шретер, супруг был по национальности немец, репрессирован в начале войны и выслан из Ленинграда в Карелию. Отправлялась в экспедицию в Карелию, она всегда старалась навестить своего супруга, привезти ему что-то необходимое для жизни. Несмотря на сложное время, данная деталь ее биографии не повлияла на ее научную деятельность, более того она стала лауреатом Ленинской премии и как мы знаем плотно работала с военными по обороне родного города (Ленинграда).[30]

В 1920-1930х годах активно развивалась авиация, основное применение которой видели, только, как военное. Но научный руководитель Галкиной Ю.Д.Цинзерлинг, а также академик А.Е.Ферман, придерживались иного мнения и считали, что авиацию можно и нужно использовать в рамках научных исследований. Очень многие не понимали этого и группа ученых, куда входила и Галкина, постоянно подвергались критике за чрезмерное увлечение этой идеей.[31]

Екатерина Алексеевна приняла самое активное участие в развитие данного направления. Была организована первая экспедиции в Карелию, где использовалась авиация и конечно Галкина входила в нее.

Всего было организованно три экспедиции где была произведена аэросъёмка, это в 1933, 1934 и 1935 годах. Авиация в основном использовалась для планирования маршрутов и выбора места под строительные площадки. Снимки производились любительскими камерами и были очень несовершенны, но результаты их дешифровки говорили о том, что данное направление крайне перспективно.[32]

После войны Галкина Е.А принимала участие в одной из первых комплексных экспедиций ЛАЭР по изучению болот и являлась ее главным консультантом.[33]

После изучения ее биографии, для меня стало очень важным, что женщина, которую в Смольном институте готовили в домохозяйки и жены, выросла в известного советского ученого.

Каким упорством, остротой ума нужно при этом обладать!

Заключение

Участие в городской научно-практической конференции предоставило мне замечательную возможность рассказать о результатах моего краеведческого исследования об члене Русского Географического общества, известном геоботанике, Галкиной Екатерине Алексеевне.

Прошло уже более 25 лет, как Екатерины Алексеевны нет, но о ней помнят, более того, вот уже около 7 лет в Ботаническом институте им. В.Л.Комарова РАН проводят ежегодные Галкинские чтения.

Поскольку удалось собрать материала намного больше чем использовано в данной работе, то мы с моим руководителем планируем продолжить и дальше работу, углубив и затронув другие эпизоды биографии Екатерины Алексеевны.

В процессе написания, мне было интересно не только познакомиться с ее научным достижениями, но и по кусочкам, - собирая воедино информацию, создать образ человека и ученного. Помимо работы с письменными источниками, мне удалось встретиться с людьми, которые знали ее лично.

К сожалению, уходят пожилые люди, уходят ветераны и люди науки, которые строили нашу страну. От этой эпохи остается все меньше и меньше живых воспоминаний, мне повезло, что я успел прикоснуться к частичке нашего общего и великого прошлого.

 

 

Список источников

1. Географическое общество в годы войны. «Русское географическое общество», 2015 г. www.redstarprint.ru

2. Беседа с Т.К.Юрковской, ученицей Е.А.Галкиной в Ботаническом институте 01.11.2018 года

3. Русское Географическое общество. 150 лет.АО «Издательская группа «Прогресс» «Пангея» 1995 г. «Географическое общество в годы Великой отечественной войны» стр. 192

4. В осажденном Лениграде: Издание третье, переработанное и дополненное /Сост.Н.Р.Иванов, В.С.Ленович, К.А.Никитин/ - Л.Лениздат. 1982.

5. Война и блокада Ленинграда в коллекциях музеев и библиотек Материалы научно-практической конференции 21-22 марта 2005 года. Санкт-Петербург 2007 г.

 6. Генезис и динамика болот. Выпуск 1. Издательство Московского университета. 1978 г. Статья Е.А.Галкиной «Генетическии особенности болотных массивов и их выражение в стратегических единицах» стр.24

7. Галкина.Е.А  «Применение самолета при детальном изучении болот. Ленинград. 1937 год.

8. Материалы X-й Всероссийской научной экологической Конфиренции школьников, студентов и молодежи, посвещенной Всемирным дням Воды и Земли. «Вода – источник жизни на земле» 28-31 марта 2017 года. Санкт-Петербург. 2017 год.

9. Сборник статей выпуск 9 «Археология великой отечественной войны ( 1941-1945 гг.)  Васильева. В «Русское географическое общество – для общей Победы» стр. 39

10.Направления исследований в современном болотоведении России. Санкт-Петербург. 2010 год.



[1] Беседа с Т.К.Юрковской, ученицей Е.А.Галкиной в Ботаническом институте 01.11.2018 года

[2] Беседа с Обуховой Людмилой Ивановной на уроке мужества в ГБОУ школа №106 в январе 2017 года.

[3] Плакат размещен в разделе «Приложения» ( №13 ).

[4] Весь процесс заснят на фотоаппарат для использования в презентации по данному исследованию

[5] В осажденном Лениграде: Издание третье, переработанное и дополненное /Сост.Н.Р.Иванов, В.С.Ленович, К.А.Никитин/ - Л.Лениздат. 1982. Стр. 291

[6] В осажденном Лениграде: Издание третье, переработанное и дополненное /Сост.Н.Р.Иванов, В.С.Ленович, К.А.Никитин/ - Л.Лениздат. 1982..Стр. 292

[7] Географическое общество в годы войны. «Русское географическое общество», 2015 г. www.redstarprint.ru

[8] Направления исследований в современном болотоведении России. Санкт-Петербург – Тула. 2010 год. Екатерина Алексеевна Галкина в воспоминаниях ее учеников. Т.А.Попова.  Стр.15

[9].Галкина. Е.А. Болотные ландшафты и принципы их классификации. Сборник научных работ Ботанического института им. В.Л.Комарова АН СССР выполненых в Ленинграде за три года Великой Отечественной войны (1941-1943 гг.) Ленинград, 1946 год. Стр 142-147.

[10] Сборник статей выпуск 9 «Археология великой отечественной войны ( 1941-1945 гг.)  Васильева. В «Русское географическое общество – для общей Победы» стр. 39

[11] Беседа с Т.К.Юрковской, ученицей Е.А.Галкиной в Ботаническом институте 01.11.2018 года

[12] Война и блокада Ленинграда в коллекциях музеев и библиотек Материалы научно-практической конференции 21-22 марта 2005 года. Санкт-Петербург 2007 г. Л.И.Ярукова «Русское географическое общество в годы великой отечественной войны 1941-1945 гг.» стр. 32

 

[13] Беседа с Т.К.Юрковской, ученицей Е.А.Галкиной в Ботаническом институте 01.11.2018 года.

[14] Направления исследований в современном болотоведении России. Санкт-Петербург – Тула. 2010 год. Екатерина Алексеевна Галкина в воспоминаниях ее учеников. Т.А.Попова  Стр. 15

[15] Направления исследований в современном болотоведении России. Санкт-Петербург – Тула. 2010 год. Екатерина Алексеевна Галкина в воспоминаниях ее учеников. Т.А.Попова  Стр. 12

[16] Интернет-ресурс SAMMLER.RU. Раздел «Военные спортсмены»  http://www.sammler.ru/index.php?showtopic=100371

[17] Беседа с Т.К.Юрковской, ученицей Е.А.Галкиной в Ботаническом институте 01.11.2018 года

[18] Русское Географическое общество. 150 лет.АО «Издательская группа «Прогресс» «Пангея» 1995 г. «Географическое общество в годы Великой отечественной войны» стр. 192

[19] Беседа с Т.К.Юрковской, ученицей Е.А.Галкиной в Ботаническом институте 01.11.2018 года

[20] Направления исследований в современном болотоведении России. Санкт-Петербург – Тула. 2010 год. Стр. 13

[21] «Записки о пережитом» А.М. Семеновой-Тян-Шанской Издательство ООО»Анастасия» 2013 г. Стр 234

[22] Галкина.Е.А  «Применение самолета при детальном изучении болот. Ленинград. 1937 год. Стр. 107-119

[23] Галкина Е.А Типы болот Тунгудского района Карел. АССР. Геоботаника. Ленинград. 1936 год. Стр. 302

[24] Беседа с Т.К.Юрковской, ученицей Е.А.Галкиной в Ботаническом институте 01.11.2018 года

[25] Архив Российской Академии наук фонд 273 ( Ботанический институт Академии наук СССР ) опись 003 личное дело 49

[26] Архив Российской Академии наук фонд 273 ( Ботанический институт Академии наук СССР ) опись 49 личное дело 07

[27] Направления исследований в современном болотоведении России. Санкт-Петербург – Тула. 2010 год. Екатерина Алексеевна Галкина в воспоминаниях ее учеников. Т.А.Попова. 

 Стр. 13

[28] Галкина. Е.А Применение самолета при детальном изучение болот. Лениград. 1937 год. Стр. 105-107

[29] Материалы X-й Всероссийской научной экологической Конфиренции школьников, студентов и молодежи, посвещенной Всемирным дням Воды и Земли. «Вода – источник жизни на земле» 28-31 марта 2017 года. Санкт-Петербург. 2017 год. Стр. 45

[30] Беседа с Т.К.Юрковской, ученицей Е.А.Галкиной в Ботаническом институте 01.11.2018 года

 

[31] Генезис и динамика болот. Выпуск 1. Издательство Московского университета. 1978 г. Статья Е.А.Галкиной «Генетическии особенности болотных массивов и их выражение в стратегических единицах»

[32] Направления исследований в современном болотоведении России. Санкт-Петербург. 2010 год. Екатерина Алексеевна Галкина в воспоминаниях ее учеников. Т.А.Попова.  Стр.16

[33] Направления исследований в современном болотоведении России. Санкт-Петербург. 2010 год. Екатерина Алексеевна Галкина в воспоминаниях ее учеников. Т.А.Попова.  Стр.34 


х
Последние новости проекта