КОНТАКТЫ:
+7(812)946-57-56
info@historical.pro
Балахнинский историко-бытовой музей

Балахнинский историко-бытовой музей

Балахнинский историко-бытовой музей Балахнинский историко-бытовой музей делал свои первые шаги без директив сверху, а по инициативе снизу, он создавался трудом рядовых школьных преподавателей, которым зачастую не только не помогали, но и мешали руководящие органы Советского государства. История музея полна и радостными, и печальными страницами. С прискорбием констатируем, что за 80 лет своего существования Балахнинский краеведческий музей так и не имеет своей написанной истории. Отдельные архивные документы, хранящиеся в фондах Балахнинского Городского совета, сообщают лишь сухую информацию о работе музея. Имена многих директоров до сих пор не известны, их личные фонды не собраны. Нам известна лишь деятельность В. Н. Кириллова и Е. С. Муравьева, и то отчасти. Однако по отношению властных структур к музеям, к самым бездоходным, но требующим постоянных финансовых вложений на экспонаты и ремонт городским учреждениям, можно проследить уровень культуры в городе. Следует отметить, что Балахнинский музей был основан в трудный период, когда жизнь требовала от людей полного напряжения сил, когда в Балахне происходили самые грандиозные за всю ее историю перемены: строились гиганты советской промышленности – Бумкомбинат, НиГРЭС, Картонная фабрика и рушились вековые православные устои – разорялись и стирались с лица земли старинные храмы. То есть музей возник на новой волне, но он был обращен не в светлой коммунистическое будущее, как все вокруг, а в поруганное, оскверненное и, якобы, никому не нужное прошлое: Сейчас, подводя итог работы музея с момента его регистрации в Наркомпросе 19 февраля 1927 г. и до начала в 1941 г. Великой Отечественной войны, когда деятельность музея фактически была прекращена – следует отметить колоссальную работу, которая была проведена его сотрудниками, в первую очередь В. Н. Кирилловым и Е. С. Муравьевым. Первому принадлежит первенство в деле организации музея и сборе уникальных музейных экспонатов. Второму – в налаживании музейной учетной документации и организации массовой просветительской деятельности. На этом этапе музей сумел утвердиться в городе как научное и просветительское учреждение. Он стал важным, необходимым звеном городской инфраструктуры, способным заниматься не только собирательской и научной работой, но и стал идеологическим центром, проводником правительственной политики в широкие народные массы. Когда Великая Отечественная война подходила к концу и советские войска уже начинали переходить государственную границу, изгоняя врага с территории СССР, Городской совет в августе 1944 г. принял решение о возобновлении работы музея. Однако и в первый послевоенный год музей находился «в крайне запущенном состоянии, не оправдывая своего назначения по ознакомлению трудящихся с историей своего города» . Помещение музея находилось в запущенном состоянии, в экспозициях отсутствовали отделы современного периода, не освещалась работа промышленных предприятий в годы войны, и, что особенно не удовлетворяло требованиям «текущего момента», отсутствовали материалы о ходе «первого года четвертой Сталинской пятилетки». Эти недостатки, по мнению руководителей города, нужно было немедленно устранять. Во-первых, музею было предоставлено новое здание – каменное здание на Советской площади, бывший магазин «Динамо». Во-вторых, назначался новый директор музея – И. Я. Кузнецов. В-третьих, директора промышленных предприятий: Бумкомбината, ГоГРЭС, Картонной фабрики, Чернораменского торфопредприятия, ЖДО, Хлебозавода, Мебельной фабрики, были обязаны принять участие в ремонте помещения музея. При этом сроки ремонта были жесткими – 1 месяц. Эти же директора должны были выделить ответственных лиц для создания и оформления в музее отделов своих предприятий. Кстати, эта замечательная практика могла бы проводиться и сейчас, что не только бы подняло авторитет музея, но и способствовало бы налаживанию связей между музеем и предприятиями, которая в настоящее время полностью отсутствует, и очень жаль. К январю 1947 г. музей должен был предстать перед балахнинцами в обновленном виде. Однако положение музея после этих решений не только не улучшилось, но и ухудшилось. Начались мытарства по разным зданиям. И только в 1953 г. музей переехал в Покровскую церковь, где и располагается более 50 лет. Краткий взгляд на начальную историю Балахнинского краеведческого музея позволил выделить первый «становленческий» этап, когда была собрана самая ценная часть ныне существующих музейных коллекций. Тогда же были выработаны основные направления музейной работы. До сих пор остаются актуальными многие проблемы, которые ставили перед собой его первые директора. Особенно это касается развития кружевного промысла, сохранения и реставрации церквей и работы с предприятиями города. Балахна была и остается крупным промысловым, промышленным центром Нижегородского края, и основная цель музейных работников – собирать, хранить и популяризировать ее историческое наследие. В этом суть музея, его трудовые будни и его 80-летняя слава.


Вернуться к списку


х
Последние новости проекта