КОНТАКТЫ:
+7(812)946-57-56
info@historical.pro
Немецкая воздушная разведка

Немецкая воздушная разведка

Аварийная посадка самолета немецкой военной разведкиКо­манда Ровеля была создана еще в 1933—1934 гг., когда Люфтваффе еще официально не существо­вало в природе. Первоначально она использовала для разведки гражданские авиалайнеры. Надо ска­зать, что подопечные Ровеля не были новичками в небе СССР. Группа уже вела разведку в небе Со­ветского Союза в середине 1930-х. Еще с 1934 г. немцы летали над Кронштадтом и фотографиро­вали корабли Балтийского флота. Более того, один из самолетов команды Ровеля был потерян из-за аварии в ходе полета над Крымом. Советское ру­ководство тогда отделывалось вялыми протеста­ми по дипломатическим каналам. Можно даже ска­зать, что разведывательная деятельность Ровеля не прекращалась за исключением периода с сен­тября до декабря 1940 г., когда Гитлер запретил все полеты разведчиков над советской территорией. Фюрер считал, что преждевременная интенсифи­кация разведки может спугнуть противника. Поэто­му не следует думать, что в 1941 г. советское ру­ководство внезапно впало в идиотизм. Деятельность немецких самолетов-разведчиков просто уже стала привычной. Команда Ровеля возобновила работу над тер­риторией СССР в первые месяцы 1941 г. К тому мо­менту в ее составе было четыре эскадрильи. Пер­вая летала с аэродрома Краков в Польше, вторая — из района Бухареста в Румынии и третья — с аэро­дрома Хамина в Финляндии. Вопреки распростра­ненному мнению, группа Ровеля не была поголов­но вооружена высотными Ю-86Р. Первые три эс­кадрильи были вооружены преимущественно Дор-нье-215, а также некоторым количеством Ю-88, Хе-111 и даже Ме-110. Высотные Ю-86Р попали в распоряжение команды Ровеля в 1940 г. и к 1941 г. были собраны в 4-й эскадрилье группы (пять Ю-86Р на апрель 1941 г.), известной также как «испытатель­ный центр высотных полетов». Они летали с аэро­дромов в Бухаресте и Кракове. Всего командой Ровеля было выполнено свыше 500 полетов над территорией СССР. Вспоминает летчик-истреби­тель В.И. Клименко: «Рядом, в 100—125 км от Шауляя, проходила граница с Германией. Бли­зость ее мы ощущали на своей шкуре. Во-первых, непрерывно шли военные учения Прибалтийско­го военного округа, во-вторых, на аэродроме де­журила в полной боевой готовности авиаэскадри­лья или, в крайнем случае, звено истребителей. Встречались мы и с немецкими разведчиками, но приказа сбивать их у нас не было, и мы только со­провождали их до границы. Непонятно, зачем тог­да поднимали нас в воздух, чтобы поздоровать­ся, что ли?!.» Характерный профиль полета немецких развед­чиков дает один из первых полетов группы Ровеля 6 января 1941 г. Самолет-разведчик пересек гра­ницу, углубился на 24 км и далее пролетел 161 км над советской территорией и вернулся обратно В глубь территории Советского Союза летали, конеч­но, только высотные самолеты. При отсутствии у СССР в 1941 г сплошного поля обзора воздушного пространства радиолокаторами полеты на высотах свыше 10 тыс. метров были относительно безопас­ными. Но далеко не все полеты разведчиков про­ходили гладко 15 апреля Ю-86Р, вылетевший из Кракова для фотографирования в район Житоми­ра, был вынужден снизиться из-за неисправности двигателя. В районе Ровно самолет был сбит совет­ским истребителем. После аварийной посадки пилот унтер-офицер Шнец и наблюдатель унтер-офи­цер Вальтер были арестованы НКВД. Отснятую пленку они успели засветить, но серьезной уликой против них была обнаруженная в самолете топог­рафическая карта приграничных районов СССР. Немцы на допросах утверждали, что всего лишь заб­лудились в ходе тренировок по слепым полетам. Сбитый Ю-86 нес гражданские опознавательные знаки. Согласно немецкой версии событий оба были впоследствии освобождены наступающими немец­кими частями и вернулись в команду Ровеля. Одна­ко в общем случае сбить летящий на большой вы­соте Ю-86Р было непростой задачей. Драматичный случай, завершившийся потерей сразу двух новей­ших истребителей МиГ-3, произошел в Прибалти­ке 10 апреля 1941 г. В этот день была предпринята попытка перехвата неопознанного самолета, втор­гнувшегося в воздушное пространство СССР на большой высоте. С одного из каунасских аэродро­мов поднялось звено советских истребителей из 31-го истребительного авиаполка 8-й смешанной авиадивизии. На аэродром в Каунасе вернулся только один из них, пилотировавшийся младшим лейтенантом Акимовым. Летчик Аксютин призем­лился на парашюте, а младший лейтенант Евтушен­ко разбился в катастрофе. Все три МиГа из-за рез­ких маневров на большой высоте и малых скорос­тях свалились в штопор, из которого благополучно вывел свой самолет только Акимов. Видимо, ска­зался недостаточный опыт пилотирования новой машины. Погибший летчик Евтушенко на МиГ-3 не летал вовсе, а на МиГ-1 выполнил 13 полетов по кругу, не поднимаясь выше 5 тыс. метров.



Вернуться к списку


х
Последние новости проекта