КОНТАКТЫ:
+7(812)946-57-56
info@historical.pro
Японский флот терпит поражения в морской битве у атолла Мидуэй

4-7 июня 1942 года

Японский флот терпит поражения в морской битве у атолла Мидуэй

Истребитель-бомбардировщик Грумман F4F «Уайлдкэт» взлетает с палубы авианосца «Йорктаун», отправляясь на воздушное патрулирование, 4 июня 1942 года. Обратите внимание на 50-калиберный пулемет (справа) и матрацы, вывешенные на спасательных тросах для защиты от осколковПосле того как в 1941-м году японская авиация разгромила базу морского флота Соединенных Штатов Америки в Перл-Харборе, американцы потеряли много своих кораблей и самолетов, тогда как потери японской авиации были минимальными. Положение США было весьма тяжелым, но решительного боя у острова Мидуэй было не избежать, так как японцы, почувствовав свою силу, решили окончательно разгромить американский флот. К тому же Атолла имела большое стратегическое значение для Японии. 

Кормовая часть авианосца «Энтерпрайз», который плывет в Тихом океане, 1942 год

Первый этап боевых действий в Тихом океане стал для Японии триумфальным, ведь профашистской стране удалось захватить южную и западную часть Тихого океана, а также ряд территорий Юго-Восточной Азии. Второй этап принес победу японцам в сокрушительном внезапном нападении на американский морской флот, дислоцировавшийся на гавайских островах, а вот битва у атолла Мидуэй стала для агрессора фатальной, и принесла крупное поражение. Япония желала подчинить себе значительную часть Тихого океана. Поначалу японцам удавалось реализовывать свои планы успешно с самыми минимальными потерями, чего только стоит поражение американского флота в сражении в порту Перл-Харбор. Остров Мидуэй занимал одну из самых важных стратегических позиций в тихоокеанских просторах. Именно на этой территории находилось пересечение коммуникационных маршрутов, связывавших между собой Азию и Америку. Остров находился в сравнительной близости к Перл-Харбору. Япония начала разрабатывать военные операции, направленные на завоевания полного господства путем уничтожения американского флота.

Торпедоносцы TBD-1 стоят на полетной палубе авианосца «Энтерпрайз» перед вылетом на бомбардировку четырех японских авианосцев в первый день битвы за Мидуэй. Во время атаки на японский флот, которая началась утром 4 июня 1942 года, эскадрилья потеряла 10 из 14-ти самолетовВ начале 1941-го года план операции был готов к реализации. Предполагался полный захват острова Мидуэй и близлежащих алеутских островов. О том, что японское руководство готовит план по нападению на остров Мидуэй, американское правительство узнало за три месяца до предполагаемого наступления. Об этом доложила разведка. Американцам удалось даже узнать о нескольких точно запланированных маневрах со стороны японской авиации. Правительство США знало о намеченных боевых действиях по отношению к американскому флоту. Так, на острове стали незамедлительно укрепляться военные позиции, строиться оборонительные сооружения и усиливаться армейские группировки. На остров также направили боевую атакующую авиацию, количество которой в итоге на острове составляло больше ста самолетов. Несмотря на то, что американцы знали об основных пунктах японского плана по нападению на остров Мидуэй, противнику все же удается захватить два небольших острова. Сражение было очень тяжелым, но когда американский разведывательный самолет, наконец, обнаруживает военные корабли противника, которые находились довольно далеко от самого острова, дела флота США начали продвигаться гораздо увереннее.

Пикирующий бомбардировщик SBD-3 из 6-й бомбардировочной эскадрильи стоит на полетной палубе авианосца «Йорктаун». Во время налета на японский авианосец «Акаги» 4 июня 1942 года на борту бомбардировщика находились прапорщик Г.Х. Голдсмит и Дж. У. Паттерсон младший. Обратите внимание на поврежденную хвостовую часть бомбардировщикаАмериканское руководство в этот же день отдает приказ о немедленной бомбардировке обнаруженных кораблей врага. После быстро проведенных подготовительных мер для нанесения удара самолеты отправляются к цели. Авиация совершает свой первый удар на японские корабли. На следующий день японские самолеты производят несколько бомбардировок атолла, однако уничтожить все истребители США им так и не удалось, так как большая часть американских самолетов уже находилась в пути к японским военным кораблям, для нанесения очередного удара. Немного позже еще сотни американских истребительных самолетов отправились в направлении японских авианосцев. Но, к сожалению, удар был неэффективен, так как несколько самолетов были затеряны в ходе полета. В это время японцы уже готовили новые стратегии для бомбардировки американских авианосцев. Однако едва ли японская авиация собралась подыматься в воздух, как налет бомбардировщиков США полностью их разбил. Наконец, американцев ждала удача, ведь им удалось потопить 3 крупных вражеских авианосца. Тогда ситуация резко поменялась и не в пользу Японии. В этот же день американская авиация разбивает еще один крупный японский корабль, который вскоре тонет. К бомбардировкам присоединяются и подводные лодки, в результате чего США теряет два авианосца. Несмотря на потери обеих сторон сражения продолжались.Потери японцев были большими, нежели американские. Американцы нанесли сокрушительные удары противнику, и тот был вынужден отменить дальнейшее развитие плана, которое предполагало высадку десанта на остров, и отозвать свои войска. Японская армия повернула оставшийся флот в обратном направлении.

Масляный бак горит и дымится после налета японской авиации на базу «Мидуэй», расположенную на атолле Мидуэй, 4 июня 1942 года. Армия США оборудовала на крошечном острове взлетно-посадочная площадку, которая получила значительные повреждения во время бомбардировки, но осталась пригодна для использованияСтоит отметить, что победа американского флота могла произойти куда быстрее, а больших жертв можно было избежать, если бы не ряд ошибок, которые совершило командование военно-морским флотом. Самой серьезной ошибкой было то, что американское военное командование не смогло должным образом организовать поиски противника, вернее места, где располагался его флот. Разведывательные самолеты необходимо было пустить гораздо раньше, соответственно ударное наступление первыми могли совершить именно американские военные. Далее, еще одним значимым промахом авиации США было то, что самолеты, которые совершали первую и вторую волны атак, были распределены неправильно. Лучше было бы организовать всего одну мощную волну атаки, так экономилось бы значительно время, затрачиваемое на взлет и посадку, и с другой стороны в случае моментальной ответной атаки японцев, американцы смоли бы защитить с воздуха свои судна. Также руководитель операции не направлял в бой все имеющиеся самолеты, а при возможной атаке противнику не составило бы никакого труда разбомбить авианосцы и убить одним выстрелом несколько зайцев, то есть одновременно уничтожить большое количество боеспособных, вооруженных и заправленных самолетов. Решающую роль сыграла нерешительность и колебания обеих сторон, как американской, так и японской.Так или иначе, эта мощная битва стала полным провалом Японии, после которого ослабленные войска больше не могли вести активных и масштабных сражений в Тихом океане.


Командующий бомбардировочной эскадрильей VB-3 Максвелл Ф. Лесли совершает вынужденную посадку на воду возле тяжелого крейсера «Астория» после успешной атаки на японский авианосец «Сорю» во время сражения у атолла Мидуэй, 4 июня 1942 года. Лесли и его ведомый П. А. Холмберг были вынуждены приводниться возле «Астории», когда у них закончилось топливо. В это время японские самолеты атаковали авианосец «Йорктаун». Один из вельботов крейсера доставил Лесли и Холмберга на борт
Японский авианосец «Хирю» маневрирует во время бомбардировки, осуществляемой военным самолетом B-17 «Летающая крепость». Сражение у атолла Мидуэй, 4 июня 1942 года

Вернуться к списку

х
Последние новости проекта